В нашей новой рубрике «Азбука Православия» мы хотели бы рассказать об устройстве православного храма.
Храм Божий по своему внешнему виду устроен следующим образом:
Здание Храма – место совершения богослужений, таинств и творения молитв;
Колокольня (звонница) — башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы;
Купол – завершение здания Храма сверху, изображающее небо;
Глава и крест – это навершие над куполом, означает — славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав;
Паперть — площадка, крыльцо перед входом в Храм;
Притвор — составляет самую западную часть Храма и проход в среднюю часть Храма (по Церковному Уставу притвор имеет богослужебное значение: здесь могут совершаться литии, повечерие, полунощница, панихиды по усопшим и оглашение);
Внутри православный христианский Храм делится на три части:
алтарь, средняя часть храма и притвор:
Алтарь
Алтарь — главнейшая часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Находится в его восточной части, отделен от остального пространства иконостасом. место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Престол
Престол — это самое важное место в алтаре — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. На престоле невидимо присутствует сам Христос и касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.
Антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат — илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.
Дарохранительница — это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия.
Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся:
потир — святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа);
дискос — блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа);
звездица — две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица — символ звезды вифлеемской);
копие — острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте);
лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой — воздухом.
Иконостас
Иконостас – особая граница, отделяющая алтарь от среднего храма, которая уставлена иконами.В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
Средняя часть Храма
Средняя часть Храма – место где во время богослужений находятся молящиеся. Представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. У греков оно называется афоликон – вселенная. Эта часть храма вмещает в себя людей, готовящихся к восприятию благодати, получаемой в таинстве евхаристии (Причащения).
Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».
Паникадило — большой подсвечник со множеством свечей висящий посредине храма, вверху на потолке. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
Канун — небольшой столик с изображением Распятия и ячейками для свеч, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
Престольная икона — главная храмовая икона ( на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм).
Икона праздника (икона дня) — посередине храма на аналое лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождества Христова) или святого, чью память Церковь празднует в этот день.
Клирос (хор) — место для певцов и чтецов в храме. Место, на котором во время богослужения находится церковный хор, воспевающий славу Божию.
Свечная лавка (ящик) — специально отведенное место в храме организованное для приобретения икон, книг, церковной литературы, свечей, место, где можно заказать поминовение. Свечная лавка располагается либо в отдельном подсобном помещении либо при самом входе в Храм
Источник: Свято-Духовъ приходъ