Как вместить эти слова из Пасхального канона? Как вообще вместить, пережить все, что будет происходить в наших храмах в эти дни? Для начала надо разобраться в этом, узнать, что, когда и почему; а там уж Бог поможет, отозвавшись на наши усилия… А разобраться нам поможет Алексей Сергеевич Кашкин – кандидат богословия, специалист в области литургики и библеистики, заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии.
—Литургия Великой Субботы закончилась, а до ночи еще далеко. И в храме читаются Деяния апостолов. Почему так, откуда пошла эта традиция?
— В первые века христианства после субботней — как правило, крещальной — Литургии люди оставались в храме ждать пасхального богослужения. В это время предлагалась пища для подкрепления сил — хлеб и вино, благословленные в конце Литургии Великой Субботы — и чтение книги Деяний святых апостолов. Деяния — книга победительная, радостная, несмотря на то, что в ней есть и скорбные, и страшные страницы. Она говорит о событиях, произошедших вскоре после Воскресения; о первых годах жизни апостольской общины, воодушевленной Воскресением, встречами со Спасителем, восставшим из гроба, и Его Вознесением к Отцу (см.: Деян.1, 9–11). Первые победы, одержанные учениками в деле евангельского благовестия, — прямое следствие Воскресения.
— Мы читаем расписание богослужений на информационной доске храма и видим такое малознакомое нам слово: полунощница. В обычных приходских — не монастырских — храмах ее служат только раз в году. Что это за богослужение?
— В данном случае традиция служить полунощницу связана с тем, что на ней второй раз читается канон Великой Субботы, который первый раз читался на утрене — таким образом, она служит переходом от Субботы к Воскресенью. Напомним, что в этом каноне отражены все три темы Великой Субботы: тема субботнего покоя (Христос во гробе), погребения Христа и сошествия Его во ад. Канон Великой Субботы является составным произведением, плодом творчества сразу трех песнописцев: преподобного Космы Маюмского, инокини Кассии («Волною морскою скрывшего древле…»), епископа Идрунтского Марка.
В конце Канона при пении катавасии «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе…» Плащаницу уносят в алтарь и полагают на престоле, где она будет находиться сорок дней до отдания Пасхи. Таким образом, мы завершаем воспоминание о погребении Спасителя и переключаемся на события, связанные с Воскресением.
— И вот, время подошло к полуночи. В храме возникает долгожданная, радостная суета и толчея. Из алтаря выносятся хоругви, прихожане разворачиваются лицом к выходу, спешно зажигают свечи. И начинается главный в году крестный ход…
— И во время этого крестного хода не будет совершаться никаких особенных действий — ни остановок с чтением Евангелия, ни окропления святой водой — и песнопение поется все время одно и то же: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…». Мы выходим из храма, завершая тем самым Субботу — день, когда Христос во гробе — чтобы вернуться в храм с вестью о Воскресении. Наше торжественное шествие — это напоминание о пути жен-мироносиц ко гробу Учителя, о том святом деле, которое они предприняли по завершении субботнего покоя. Когда наш крестный ход возвращается к закрытым дверям храма, символизирующим затворенный, заваленный огромным камнем гроб, начало Пасхальной утрени совершается на паперти. Это — единственный раз в году, больше богослужений на паперти у нас не бывает. И именно здесь, на паперти, мы впервые слышим тропарь Пасхи:«Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» и торжествующий возглас«Христос воскресе!». После этого двери храма открываются — камень отвален, гроб пуст — и народ входит внутрь. Продолжается Пасхальная утреня, в конце ее духовенство переоблачается в красное. На утрене поется Пасхальный канон — одно из важнейших песнопений пасхальных дней, составленное преподобным Иоанном Дамаскином. В конце каждой песни канона происходит каждение всего храма, и священник вновь обращается к нам с возгласом «Христос воскресе!», чтобы мы ответили «Воистину воскресе!».Слова Канона потрясают человека до глубины души и никого не оставляют в стороне от Праздника праздников: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя, да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждается. Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь…». Наше ликование сравнивается с ликованием царя Давида, который«пред священным ковчегом скакаше, играя» (см.: 2 Цар.6, 14). Именно в Пасхальном каноне мы находим традиционное наименование Пасхи —«…праздников Праздник и Торжество есть торжеств». «Светися, светися, Новый Иерусалиме»— тоже из Пасхального канона, ирмос 9й песни. Наконец, незабываемое и призванное, наверное, определить всю нашу жизнь «…к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хвалящее вечную» — тропарь 5й песни.
— На утрене читают Огласительное слово Иоанна Златоуста, как правило, на современном русском языке. Когда и как этот текст вошел в богослужение «ночи светозарной»?
— Его читают и на церковнославянском в некоторых храмах. Категорического требования — читать именно на русском — в Церкви нет. Но традиция читать Златоуста на современном, понятном каждому языке связана, во-первых, с тем, что на Пасху в храме всегда много людей невоцерковленных, не ходивших в церковь в течение года, пришедших в нее впервые. Им было бы очень трудно следить за церковнославянским текстом. Меж тем Огласительное слово содержит то, что должно быть понятно каждому. Святитель призывает радоваться всех — и тех, кто постился с самого первого дня, и тех, кто не понес такого труда: «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдает честь, и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду». И далее святитель Иоанн говорит о победе Христа над смертью. Самые известные слова из этого текста — цитата из книги пророка Осии:Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? (13, 14). Эти же слова цитирует апостол Павел в первом Послании к Коринфянам (см.:15, 55).
— Чем особенна Пасхальная Литургия?
— Первая, самая любимая прихожанами особенность — чтение Евангелия на разных языках. Это не везде получается, конечно, это требует и соответствующей подготовки от духовенства, и наличия людей, владеющих языками; но, по крайней мере, в больших городских храмах настоятели стараются это организовать. Откуда пошла эта традиция? Типикон предписывает читать Евангелие на Пасху таким образом: все священники, которые есть в храме, по очереди повторяют за настоятелем каждый стих. Позднее в приходской практике это было заменено чтением на разных языках и стало своего рода воспоминанием о распространении евангельской вести по земному шару, о том, что разноязычие не было для нее преградой.
Одна из самых заметных особенностей Пасхальной Литургии — открытые царские врата. Люди видят все, что происходит в алтаре, включая Причащение духовенства, которое обычно происходит при закрытых вратах и завесе. Царские врата должны оставаться открытыми до Светлой Субботы, до раздробления артоса: артос — хлеб, символизирующий Самого Христа,Я хлеб живый, сшедший с небес (Ин.6, 51) — освящается в конце ночной пасхальной службы, то есть ранним утром воскресенья. Еще одна особенность Литургии, совершаемой в эту ночь: после выноса Чаши все полагающиеся песнопения заменяются пасхальным тропарем, который обычно подхватывают все прихожане:«Христос воскресе из мертвых…».
— Но Пасха не кончается этой ночью: нам предстоит Светлая пасхальная седмица. Что необходимо знать о ее богослужениях?
— На Светлой седмице каждый день совершается крестный ход вокруг храма — торжественное шествие с пасхальными песнопениями. Символически мы выходим из храма в мир, чтобы известить всех о воскресении Христа. Впереди крестного хода всегда несут артос. На Светлую субботу артос раздробляется и раздается верующим, его принято вкушать натощак — так же, как и причащаемся мы натощак, хотя здесь очень важно не смешивать эти понятия: артос, повторюсь, лишь символизирует Христа, и его вкушение не может рассматриваться как адекватная замена Причащению. Все богослужения Светлой седмицы, и вечерние, и утренние, совершаются по тому же чину, что и на Пасху. Вечером в воскресенье совершается, как правило, короткое богослужение: вечерня. На ней читается Евангелие, духовенство и миряне, а на архиерейском богослужении и правящий архиерей еще раз поздравляют друг друга с праздников Праздником и Торжеством торжеств — победой Бога над смертью.